ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

УПОТРЕБИВШИЙ ВСЕ СВОИ ТАЛАНТЫ НА СОХРАНЕНИЕ ЧИСТОТЫ ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

Начало на стр. 8

 

Султан приказал объявить Патриархом одного из врагов Иеремии, митрополита Кесарийского Пахомия, человека честолюбивого и имевшего хорошие связи в Порте. Предварительно у него была договоренность с племянником покойного Патриарха Митрофана, митрополитом Феолиптом Филиппольским о том, что он уступит ему Патриарший Престол. Но Пахомий нарушил договор, и Феолипт начал плести интриги против него, употребив на это свою большую казну. В результате Пахомий, не имевший поддержки ни у народа, ни у духовенства, был низложен, и Феолипт занял его место.

Народ же продолжал считать законным Патриархом Иеремию. Наместником Патриарха оставался архидиакон Никифор, который всеми силами и доступными средствами старался о возвращении его на Патриарший Престол, но потерпел поражение, быв оклеветан перед русским послом и сослан на остров Кипр. Оттуда он бежал и вновь вступил в борьбу за канонический строй Церкви. Ко времени восшествия на Престол Феолипта он снова наместничал в Патриархии.

Феолипт также не имел авторитета в глазах своей паствы. Все его краткое правление прошло в спорах с лицами, которые не желали признавать его законным Патриархом. В конце концов, он был низложен. После долгих усилий и стараний архиереи и клирики добились возвращения Святейшего Иеремии из ссылки.

Воспользовавшись нестроениями в Патриархии, правитель одной из областей решил отнять резиденцию Константинопольских Патриархов. Партия Феолипта была ему в том помощницей. Архидиакон Никифор не смог ничего противопоставить алчному правительству Порты.

Когда Святейший Иеремия вернулся из ссылки в 1587 году, он застал украшенную им ранее обитель Всеблаженной обращенной в мечеть и горько плакал по поводу мерзости запустения на святом месте. Самое необходимое имущество, находившееся в прежней Патриархии, было перенесено во дворец валашских господарей. Здесь и водворилась временно Константинопольская Патриархия до 1597 года.

Несколько оправившись от потери резиденции, Патриарх Иеремия собрал в том же 1587 году Поместный Собор Константинопольской Церкви. На нем было подтверждено осуждение папского григорианского календаря и пасхалии, а также решен ряд других важных вопросов.


ПУТЕШЕСТВИЕ В МОСКВУ.
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА
НА РУСИ. БЛАЖЕННАЯ КОНЧИНА

 

В следующем, 1588, году Святейший Иеремия оправился в Москву для того, чтобы собрать средства на устройство Патриархии при храме Пресвятой Богородицы Утешительницы, а также на уплату многочисленных долгов. Своим Местоблюстителем он оставил архидиакона Никифора.

Тринадцатого июля 1589 года Патриарх был торжественно встречен в Москве. Здесь он имел переговоры с Царем Феодором Иоанновичем и его шурином Борисом Годуновым. В беседе с последним содержится краткий рассказ Святейшего Патриарха Иеремии о самом себе: «Был я на Патриаршестве в Царьграде много лет, и по грехам моим и всего христианства греческого возмутился султан турский на Церковь Божию. Да был у меня под началом грек, да от меня бежал, обасурманился и сделался капуджи (буквально значит «привратник». Так называются придворные чины при турецком дворе. – Примеч. ред.) у султана, и начал доносить ему многие ложные слова на меня, приписывать мне великие богатства и сокровища и рассказывать о драгоценностях и украшениях той церкви, где прежде меня жили Патриархи. К тому ж стал и Феолипт подкупать пашей, чтобы учинили его Патриархом в Царьграде, обещаясь давать султану сверх прежней дани по две тысячи золотых... И султан... велел быть Феолипту Патриархом... а на меня опалу возложил и послал на остров Родос, и там сидел я в опале четыре года. А на пятый год султан Феолипта отставил от Патриаршества и церковь Божию и все церковное строение разграбил и учинил в ней мечеть. А за мною прислал и велел мне быть Патриархом. Я приехал в Царьград, вижу – церковь Божия разорена и строят в ней мечеть, все церковное достояние разграблено, кельи обвалились. Тогда стал присылать ко мне султан, чтоб мне устроить патриаршую церковь и кельи в ином месте в Царьграде, а мне строить нечем: что было казны и драгоценностей в патриаршей церкви, все забрал султан. И я бил челом султану, чтобы мне позволил идти ради милостыни на церковное строение в христианские государства, – и султан меня отпустил. А я, слышав про такого благочестивого и христолюбивого Государя вашего, пришел сюда видеть его царские очи и Православную веру и ради милостыни, чтоб Государь пожаловал, помог нам в наших скорбях и утеснении своею милостынею. А в Царьграде ныне Патриарха нет».

По желанию Царя Феодора Иоанновича Святейший Иеремия возвел в достоинство Патриарха митрополита Московского и всея Руси Иова. В уложенной грамоте об учреждении Патриаршества на Руси приводятся следующие слова Патриарха Иеремии Царю Феодору, когда он узнал о его желании поставления в Москве Патриарха: «Поистине, – сказал Иеремия, – в тебе, благочестивом Царе, пребывает Дух Святый, и от Бога такая мысль тобою будет приведена в дело... Ибо древний Рим пал Аполлинариевою ересью, а второй Рим – Константинополь – находится в обладании внуков агарянских, безбожных турок; твое же великое Российское Царство, третий Рим, превзошло всех благочестием, и все благочестивые Царства собрались в твое единое, и ты один под небесами именуешься христианским Царем во всей вселенной, у всех христиан, и по Божию промыслу, по милости Пречистой и по молитвам новых чудотворцев Российского Царства Петра, Алексия и Ионы и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом сие превеликое дело исполнится».

Получив от Царя, Патриарха, бояр и духовенства щедрую милостыню, Святейший Иеремия отбыл на Родину. Прибыв весной 1590 года в Константинополь, Патриарх Иеремия созвал Всеправославный Собор, на котором совместно с прочими Восточными Патриархами подтвердил решение об учреждении Патриаршества на Руси. В мае 1591 года прибыл в Москву от Восточных Патриархов Тырновский митрополит Дионисий, доставив Царю соборное постановление. В нем, в частности, говорилось: «Во-первых, признаем и утверждаем поставление в царствующем граде Москве Патриарха Иова, да почитается и именуется он и впредь с нами, Патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалимского, а во главе и начале держать ему апостольский престол Константинаграда, как и другие Патриархи держат; во-вторых, патриаршее имя и честь дано и утверждено ныне не одному только господину Иову, но произволяем, чтобы и по нем поставлялись Московским Собором Патриархи в России по правилам, как началось от сего сослужбника нашего смирения и о Святом Духе возлюбленного брата нашего Иова. Для того и утверждена сия уложенная грамота на память вовеки лета 1590, месяца мая». Грамоту подписали Патриархи: Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний (Александрийская кафедра была тогда праздною) и бывшие на Соборе 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

В 1593 году Патриарх Иеремия созвал Поместный Собор Константинопольской Церкви с участием Патриарха Александрийского Мелетия (Пегаса), на котором подтвердил правила о подчинении монахов епархиальным архиереям, запрет на рукоположение за деньги, а также еще раз предал анафеме папскую пасхалию и календарный стиль. Этот Собор явился своеобразным итогом или печатью правления Святейшего Иеремии. Он скончался в 1594 году, оплакиваемый своей паствой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В свете вышеприведенных фактов из жизни Святейшего Иеремии становятся понятными слова священномученика архидиакона Никифора о нем как о человеке святой жизни. Патриарх Иеремия явил своей жизнью образец архипастырского служения. Он стяжал такие добродетели, как твердое стояние в Православии, ревность по вере, смирение, мужество в скорбях и напастях, целомудрие и справедливость, усвоение которых невозможно без правильного молитвенного подвига. Эти качества сочетались в нем с высокой образованностью. И все свои таланты он употребил на сохранение в непорочности Православной веры. Промысел Божий избрал его Своим орудием для того, чтобы прояснить для всех православных христиан вопрос григорианской еретической пасхалии и календарного стиля. А святость, по учению Святых Отцов, и состоит в твердом стоянии в Православии. Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя слова Спасителя: освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин. 17, 17), пишет: «Сделай их святыми чрез преподание Духа, сохрани их в правоте слова и догматов и наставь их, и научи истине. Ибо святость состоит в хранении правых догматов».

Патриарх Иеремия явился орудием Божественного Промысла и в установлении на Руси Патриаршества. Эти два его деяния имеют великое значение для Вселенского Православия, их плодами мы пользуемся до сих пор. И чем далее течет река времени, тем более убеждаемся в величии добродетелей этого богомудрого мужа. Верим, что настанет день, когда Церковь Христова, вслед за священномучеником Никифором, признает святость Патриарха Иеремии Траноса и сопричислит его лику святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Прокла, Тарасия и прочих прославленных ею Константинопольских Предстоятелей.

 

Священник Михаил НОВИКОВ

 

Подготовлено по материалам:
ЛЕБЕДЕВ А.П. История Греко-
Восточной Церкви под властью
турок. СПб., 2004.
Митрополит Макарий (БУЛГАКОВ).
История Русской Церкви.

 

 

СТАТИСТИКА ||
Черты истинного миссионерства

    

     По сообщениям СМИ, из 400 000 миссионеров, выехавших в зарубежные страны в 2010 году, Соединенные Штаты Америки направили 127 000 человек, Бразилия – 34 000. Интересно отметить при этом, что США – это страна, в которую прибывает самое большое количество иностранных миссионеров, а из 32 400 иностранных проповедников, прибывших в США в 2010 году, большинство приехали из Бразилии. Такую статистику предоставил Тодд Джонсон, директор Центра по изучению глобального христианства в протестантской семинарии Гордон-Конуэлл в американском штате Массачусетс.
     Однако православное миссионерство коренным образом отличается от миссионерства сектантского и еретического. Признаки подлинного апостольского подвига следующие: 1) любовь к Богу, выражаемая верностью Православному вероучению; 2) любовь к ближним, которым миссионер желает спасения. А согласно Православному вероучению, оно возможно только в лоне Православной Церкви. Отсюда – стремление приобщить неверующих или заблуждающихся к вере Христовой; 3) обращенность проповеди миссионера к язычникам, атеистам, иноверцам и еретикам; 4) наличие людей, которые в результате миссионерской проповеди искренно обратились от греховной жизни к Православной вере и стали истинными христианами.
     Протестантские же миссионеры: 1) не любят Бога, поскольку искажают Его учение; 2) стремятся привести людей не в Православие, а в свое зловерие; 3) плодом их деятельности становится умножение еретиков, наследующих вечные мучения.


Александр ИССОПОВ

 

 

    

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник