ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

УПОТРЕБИВШИЙ ВСЕ СВОИ ТАЛАНТЫ НА СОХРАНЕНИЕ ЧИСТОТЫ ПРАВОСЛАВИЯ

 

 


Патриарх Иеремия Транос


В № 5 (53) мы познакомили читателей с житием священномученика архидиакона Никифора (Парасхес-Кантакузина), защищавшего Православие на Брестском Соборе 1596 года, когда многие епископы Западно-Русской митрополии уклонились в унию с Ватиканом. Архидиакон Никифор был Экзархом Константинопольского Патриарха Иеремии II Траноса, которого он глубоко почитал и называл человеком святой жизни. Сегодня мы хотим рассказать подробнее об этом благочестивом иерархе.

 

ИЗБРАНИЕ НА ПАТРИАРШИЙ ПРЕСТОЛ.

БОРЬБА С СИМОНИЕЙ

 

Будущий Патриарх происходил от благочестивых родителей из Анхиала; получил христианское воспитание и прекрасное образование. Еще в юности он посвятил свою жизнь Господу, приняв постриг с именем Иеремия. Его отличали твердое стояние в Православии, горячая ревность по вере, мудрость, строгое воздержание, целомудрие, правдивость, справедливость и безкорыстие. От современников он получил прозвание «Транос» («Светлый»).

В 1572 году Иеремия был избран на Константинопольский Патриарший Престол. В том же году он созвал собор, на котором была строго осуждена симония (поставление клириков в священные степени за деньги), процветавшая при его предшественнике. Из-за симонии иерархами и священнослужителями становились лица, далекие от пастырского идеала. Все епископы, священники и диаконы, получившие сан за деньги, были низложены. Летописец, сравнивая этот собор с предыдущими, посвященными той же проблеме, отмечает, что он действительно срубил не только ветви дерева и его ствол, но вырвал и сами корни симонии и все это сжег в огне, чтобы не могло вырасти снова. В свое первое правление Святейший Иеремия также проявил большую заботу об исполнении уставов и правил церковного благочиния, подвергая виновных в их нарушении отлучению. Кроме того, он ревностно заботился о благоустройстве и благоукрашении Патриархии. Им был великолепно украшен храм Богородицы Паммакариссы, т.е. Всеблаженной.

 

ПЕРЕПИСКА С ПРОТЕСТАНТАМИ.
НИЗЛОЖЕНИЕ И ВТОРОЕ ВОСШЕСТВИЕ НА ПРЕСТОЛ

 

Большое внимание Патриарх уделял духовному просвещению своей паствы, защите ее от католической и протестантской пропаганды. Протестанты пытались войти с ним в общение и соглашение. В 1573 году тюбингемские (Тюбингем – город в Германии. – Примеч. ред.) протестантские «богословы» Мартин Крузий и Иаков Андреэ отправили к нему первое письмо с воспитанником Тюбингемского университета пастором-проповедником Стефаном Герлахом, сопровождавшим посланника германского императора при дворе султана. В письме говорилось, что и греки, и протестанты согласны в учении. К письму прилагалась проповедь Андреэ, в которой не были заметны различия в Православном и протестантском учении. Вскоре они прислали еще одну проповедь Андреэ сходного содержания.

Святейший Иеремия благосклонно ответил на послание протестантов. При этом он дал им понять, что увидел их хитрость, и пожелал, чтобы они твердо держались как писанного, так и не писанного Церковного Предания. В ответном послании тюбингемцы продолжали убеждать Патриарха в том, что они якобы являются последователями Семи Вселенских Соборов. Отвечая на их письмо, Святейший Иеремия подробно разобрал Агсбургское исповедание, составленное Мартином Лютером, и обличил все католические и протестантские заблуждения. Через год тюбингемские «богословы» прислали новое послание, в котором уже утверждали, что единственным источником вероучения является для них Священное Писание. Патриарх Иеремия вновь направил им ответ с подробным обличением их заблуждений.

В 1579 году, после смерти своего благодетеля Михаила Кантакузина, Иеремия был низложен по интригам предшественника по кафедре Патриарха Митрофана, которому, впрочем, не пришлось долго наслаждаться властью. После его смерти в 1580 году Иеремия снова взошел на Патриарший Престол. В 1581 году он направил в Тюбингем третье послание, в котором указал на противоречия, допускаемые протестантами в переписке, и просил больше не безпокоить его своими письмами. На следующие послания он уже не отвечал. Усилия лютеран склонить Святейшего Иеремию на свою сторону окончились провалом.

 

ОСУЖДЕНИЕ ПАПСКОГО КАЛЕНДАРЯ И ПАСХАЛИИ

 

Двадцать четвертого февраля 1582 года папа римский Григорий XIII издал буллу, согласно которой в римской «церкви» вводилась новая пасхалия и календарь. Это нововведение нарушало 7-е правило Святых Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина». Также оно шло вразрез и с 37-м апостольским правилом, в котором церковный календарь увязывался с Пасхалией.

В том же году Патриарх Иеремия со своим Синодом осудил еретические пасхалию и календарный стиль, а на следующий 1583 год созвал в Константинополе Великий Всеправославный Собор, на который пригласил Патриархов Сильвестра Александрийского и Софрония VI Иерусалимского, а также множество митрополитов, архиепископов и епископов, священников и диаконов. На Соборе разбирался вопрос григорианской календарной реформы. Всесторонне обсудив данную проблему, Святейший Иеремия составил следующее постановление, которое поддержали все отцы Собора:

 

«Анафема Великого Собора 1583 года на последователей нового (григорианского) календаря.

Патриарший сигиллион Послания везде сущим православным христианам о том, чтобы не принимались новейшая пасхалия или календарь обновленного месяцеслова, но твердо сохранять однажды и добро составленному 318-ю Святыми и Богоносными Отцами святого Первого Вселенского Собора, с епитимией и анафемой.

Всем и повсюду христианам, истинным чадам Святой Христовой Кафолической и Апостольской Церкви Востока, да будет благодать и мир и милость Бога Вседержителя.

Немалая морская буря обрушилась на ветхий кивот, когда, сильно колеблемый волнами, он носился над водами, и если бы не Ты, Господи Боже, помянул Ноя и благоволил, чтобы убывала вода, не было бы у него никакой надежды спасения.

Так и Новый Ковчег нашей Церкви, хотя и нет войны, но злославные восстают на нас, в отношении сих и мы настоящий том решили составить, чтобы через описанные в нем <истины> вы могли более надежно ваше Православие защищать.

Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, – сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предсташа мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества.

Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено Святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим Патриархом Александрийским и блаженнейшим Пaтpиapхом Иерусалимским и прочими членами Синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем Святых Отцов:

Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь Святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных да будет.

Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость, и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам, и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами.

Аминь.


† Константинопольский Патриарх Иеремия II.
† Александрийский Патриарх
Сильвестр.
† Иерусалимский Патриарх
Софроний
и прочие архиереи Собора,
бывшего 20 ноября 1583 года».

 

В этом Соборе принял участие и патриарший Экзарх и протосинкел архидиакон Никифор (Парасхес-Кантакузин), который впоследствии отдал жизнь, защищая Православие от еретиков-католиков в Западно-Русской митрополии.

 

ПРОИСКИ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ.
ПРЕБЫВАНИЕ В ЗАКЛЮЧЕНИИ И ССЫЛКЕ

 

Оградив таким образом Православие от козней инославных, Патриарх Иеремия предался административным заботам по управлению Церковью. Однако время второго пребывания на кафедре Константинопольских первосвятителей длилось для него недолго. За один год правления патриарха Митрофана Патриархия пришла в великое запустение. Ибо он взял много долгов, выплату которых перед смертью возложил на своего преемника. Патриарху Иеремии пришлось увеличить сборы с архиереев, что привело к усилению недовольства. Составилась партия противников, которая интригами, лживыми доносами султану и подкупом начала добиваться его низложения. Его обвиняли и в том, что он якобы враг султана, делает некоторых янычар монахами, пишет папе римскому письма изменнического содержания против султана и обращает турчанок в Православие. А у магометан за переход в Православие полагалась смертная казнь. Особенно старался в клеветах один грек-отступник. В результате в 1584 году, согласно султанскому повелению, Патриарх был заключен в тюрьму, а затем сослан на остров Родос.

 


Сигиллион 1583 года с анафемой на последователей папского календаря,
хранящийся на Афоне в монастыре Пантократор

.

 

Окончание см. на стр. 9.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник